Теория цвета: что это, основные понятия колористика

Окрашивание

Что такое теория цвета

Теория цвета — это все имеющиеся сегодня знания о цвете и его природе. В разных науках и профессиях даются разные определения: например, теорией цвета дизайнеры называют принципы смешения цветов, благодаря которым можно получить гармоничные цветовые сочетания .

С научной точки зрения изучение цвета называется наукой о цвете 2]. Эта наука систематизирует данные о цвете из других наук: физики, физиологии, психологии, а также сведения из философии, эстетики, искусствоведения и культуры. Особым разделом науки о цвете является колористика. Она изучает, как использовать цвет в разных сферах человеческой жизни.

Современная теория цвета основана на том, что восприятие цвета зависит от трех составляющих :

  • источник света,
  • отражающие свойства цветного предмета,
  • зрительная система наблюдателя (например, люди с синестезией или дальтонизмом будут воспринимать цвета иначе, чем другие).

Это современное понимание сильно отличается от самых первых теорий цвета, появившихся в Древней Греции.

Читайте также: Мелирование на русые волосы короткой и средней длины

История изучения цвета

Исторически цветом занимались исследователи различных научных направлений, художники, архитекторы и философы. Поэтому учения и теории о цвете отличались друг от друга — как по целям, так и по методам применения.

  • Древние философы пытались связать цвета с теориями о происхождении мира и природы.
  • Физики и оптики интересовались, откуда берется цвет и как человеческий глаз воспринимает многообразие цветов.
  • Художники и архитекторы изучали цвета, чтобы найти гармоничные и приятные сочетания.
  • В начале 20 века к изучению цветов подключились и психологи — их интересовало психологическое воздействие цветов на людей.

Первая известная теория цвета связана с именем древнегреческого философа Аристотеля. Он считал, что все цвета происходят от белого и черного — светлого и темного, и связывал их с четырьмя стихиями: водой, воздухом, землей и огнем. Белый соответствует огню, черный – земле, а вода и воздух не имеют собственных цветов и приобретают разные оттенки в зависимости от состояния . Остальные цвета получаются в результате смешения основных цветов и света.

Другой древний астроном и математик Клавдий Птолемей в своих работах по оптике изучал цвета, отражение, преломление и зеркала различной формы . Работы этих двух исследователей стали отправной точкой для тех, кто занимался наукой о цвете вплоть до эпохи Возрождения . Затем им на смену пришли новые знания о цветах — теория Исаака Ньютона.

В 1660-х годах английский физик и математик Исаак Ньютон начал серию экспериментов с солнечным светом и призмами . Он продемонстрировал, что чистый белый свет состоит из семи видимых цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, индиго и фиолетового.

Слева: Исаак Ньютон экспериментирует с призмой. Гравюра по рисунку Дж. А. Хьюстона, около 1870 г. Справа — цветовой круг Ньютона. (Фото: library.si.edu, commons.wikimedia.org)

Эти цвета составляют видимый спектр, часть электромагнитного спектра, которую может видеть человеческий глаз. Экспериментально обосновав существование цветов радуги, Ньютон проложил путь другим ученым к проведению научных экспериментов с цветами. Его работы привели к прорывам в оптике, физике, химии, восприятии и изучении цвета в природе.

Художественно-эстетические теории цвета включают представления о цвете академических художников и ученых, таких как Леонардо да Винчи, Иоганн Вольфганг фон Гёте, Адольф Хёльцель и Жорж Сёра .

Во второй половине 19 века интерес к теории цвета начал проявляться в связи с растущей промышленностью и дизайном. Одной из теорий, возникших в это время, является цветовая система американского художника и учителя рисования Альберта Генри Манселла. Его идеи представляют собой попытку систематизировать и классифицировать цвета, вводя для них обозначения с помощью цифр и букв. Таким образом, Манселл хотел связать цветовую палитру с техническими стандартами, чтобы затем их можно было использовать в промышленности . Подобная цветовая система была предложена примерно в то же время немецким физико-химиком и философом Вильгельмом Фридрихом Оствальдом).

Существующие в настоящее время различные подходы к теории цвета — естественнонаучный, психологический, художественный и эстетический — могут хорошо сочетаться друг с другом и важны каждый в своей области. Например, в промышленном дизайне буквенно-цифровое обозначение цвета чрезвычайно удобно. А в изобразительном искусстве гораздо полезнее цветовые круги и цветовые схемы или гармонии.

Теория цвета: основные понятия

Цвет – это ощущение, возникающее в органе зрения человека при

пораженный светом [[11[]. В науке о цвете свет обычно рассматривается как движение электромагнитных волн. Человек может видеть относительно небольшой участок этого излучения — тот же видимый спектр белого солнечного света. Именно Ньютон разложил его на простые спектральные цвета. Эти цвета и все их промежуточные тона называются хроматическими. Ахроматические цвета – это белый, черный и все оттенки серого.

Основными характеристиками цвета являются оттенок, насыщенность и светлота.

Цветовой тон

Оттенок — это положение цвета в спектре, которое мы связываем с его названием. Это такие же семь цветов радуги в видимом спектре, как и все остальные существующие природные цвета. Синий — тон, красный — тоже тон, и даже пришедший из эпохи рококо «цвет бедра испуганной нимфы» (шутливое название бледно-розового) — тоже оттенок.

Насыщенность

Насыщенность (англ chroma, интенсивность, насыщенность) — это ощущение того, насколько визуально чист и интенсивен цвет. Если к ярко-красному цвету спектра добавить немного серого, белого или черного, он станет менее насыщенным.

Цвета радуги чистейшие, их насыщенность 100%. Но насыщенность между цветами радуги не одинакова: наименее насыщен желтый, а к краям спектра (красный и фиолетовый) насыщенность возрастает.

Светлота

Светлота (англ value) — степень отличия цвета от белого. Например, светло-зеленый цвет будет иметь более высокую светлоту, чем цвет густо-зеленой листвы.

Этими тремя свойствами можно описать любой цвет, но каждое из них будет выражаться по-разному. Именно поэтому мы видим вокруг такое разнообразие оттенков. По некоторым данным, человеческий глаз может различать около 1000 светлых и темных оттенков, около 100 красно-зеленых плюс 100 желто-синих оттенков. Оказывается, количество цветов, которые может видеть человеческий глаз, составляет около 10 миллионов. Когда компьютер создает полноцветные изображения, он оперирует примерно 16,8 миллионами цветов .

Основные понятия колористики: теория Освальда

Содержание статьи:

  • Основные понятия цвета: теория Освальда
  • Круг для выбора цветовых сочетаний: как с ним работать
  • Правила смешивания краски разных оттенков
  • Первичные, вторичные и третичные цвета
  • Подбор оттенков по кругу Освальда для окрашивания волос красками разных производителей

Немецкий ученый В. Освальд создал теорию, в которой отразил многообразие цветовых характеристик. Чистые цвета он представил в графической форме, наглядно показав их сочетаемость и контрастность. Закон цвета учит: в природе существует всего три основных цвета, смешение которых и дает остальную цветовую палитру.

Направления. Художники, психологи и ученые согласны с тем, что цвета, которые мы называем черным, белым и серым, таковыми не являются. То есть это вообще не цвет. Черный — это отсутствие света, белый — много света, где растворяются все цвета радуги. В науке их называют ахроматическими, то есть бесцветными.

В своей теории ученый опирался на эмоциональное восприятие определенных цветов. В результате получается разделение на холодные и теплые тона. Это открытие имело фундаментальное значение для всех дальнейших изменений цвета. Теория рассматривает:

  • психологическое и интеллектуальное восприятие цвета;
  • физические свойства спектра;
  • правила гармоничного смешения цветов.

Согласно науке, многоцветная картина окружающего нас мира соткана из трех основных цветов: красного, желтого, синего. Все остальные оттенки не что иное, как их различные комбинации. Ученый расположил эти цвета по кругу, разделив их на холодные и теплые.

Направления. Колористика – это изучение цвета, деталей его формирования, восприятия и применения. Предметом исследования являются свойства цветового спектра и их проявления в различных сочетаниях.

Индустрия красоты взяла на вооружение теорию, хорошо зарекомендовавшую себя в искусстве, дизайне интерьеров, одежде и во всех сферах, где имеет место эстетическая составляющая.

Круг для подбора цветовых комбинаций: как с ним работать

Чтобы представить свою теорию наглядно, исследователь создал графическое изображение основных и второстепенных цветов. Образцом послужила геометрическая фигура: круг Освальда для окрашивания волос помогает создавать разные цветовые сочетания.

Три основных цвета — красный, желтый, синий — занимают три основные позиции. Это цвета так называемого основного спектра.

Между ними находятся промежуточные цвета или дополнительные цвета. Они образуются в результате смешения соседних тонов, тем самым создается палитра оттенков, перетекающих друг в друга.

Движение по часовой стрелке показывает теплый спектр, против часовой стрелки – холодный. Цветовой круг парикмахера — это модель преобразования цвета, которая помогает создавать цветовые композиции.

Если смешать три основных цвета, получится коричневый. Близкие по цвету цвета находятся в одном секторе. Их называют родственниками. Цвета противоположного тона противоположны друг другу. Они называются родственно-контрастными.

При соединении воображаемой линии цветов противоположного спектра образуется цветная звезда. Фигура, крайние точки которой представлены родственными контрастными цветами, является руководством по смешиванию и нейтрализации цветов.

Самые простые правила выбора цветов в круге следующие:

  1. Для улучшения цвета берите оттенки одного сегмента.
  2. Чтобы нейтрализовать неправильный тон, возьмите краску с противоположной стороны.
  3. Для лучшей коррекции цвета соседних сегментов смешиваются.

Диагональ, соединяющая противоположные сектора, показывает, какой контрастный тон следует добавить к основной краске, чтобы нейтрализовать чересчур активный цвет.

Обратите внимание на следующее! Цветовой круг, используемый в парикмахерском искусстве, адаптирован к потребностям индустрии красоты.

Правила смешивания красок разных оттенков

Парикмахеры изучают законы цвета, чтобы создать образцы современного искусства. Требовательная клиентура ориентируется на работы всемирно известных стилистов, поэтому, чтобы быть востребованным, мастер должен быть лучшим.

Для создания уникального красителя, идеально подходящего конкретному клиенту, прибегают к таблице цветов, помогающей найти гармоничное сочетание разных цветов.

Парикмахеры — люди творческие и любят эксперименты. Однако самые смелые эксперименты следует проводить с учетом практических знаний и умений.

Для получения наилучшего результата необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Смешивайте краски, близкие по оттенку пигмента.
  2. Не сочетайте красители разных марок.
  3. При определении времени воздействия учитывайте тип волос.
  4. Строго соблюдайте пропорции.
  5. Используйте инструменты для взвешивания.

Объем красителя рассчитывается исходя из нормы: 1 тюбик (60 мг) на волосы до плеч.

Новичкам лучше не сочетать более трех тонов в одной композиции. Только профессионалы могут создать такую ​​сложную комбинацию.

Обратите внимание на следующее! Пары: зелено-красный, желто-фиолетовый, сине-оранжевый — взаимоисключающие! Их нельзя смешивать!

Кроме этих технических правил, необходимо учитывать:

  • состояние, структура и тип волос;
  • кожа головы: чувствительная, сухая, воспаленная.

Сочетание цвета волос с цветотипом клиента – обязательное условие для создания гармоничного образа.

Известны четыре цветотипа:

  • холод: зима-лето;
  • теплый: весна-осень.

Женщинам цветотипа «лето» со светлыми волосами подойдет окрашивание в пшеничные, пепельные и платиновые тона. Темноволосым представителям одного типа можно предложить окрашивание в разные оттенки коричневого.

Добавление зеленого пигмента удаляет красный цвет. Для выполнения пастельного тонирования волосы предварительно осветляются до уровня 9-10, после чего окрашиваются небольшим количеством рыжего.

Краска для окрашивания волос смешивается с близкими по тону красками. Таблицы помогут вам сделать точный выбор Волосы с сединой или неравномерно окрашенные волосы рекомендуется окрасить в цвет, близкий к натуральному, и только потом выбирать и комбинировать новые оттенки.

Время воздействия определяется в зависимости от исходного цвета и состояния волос.

Одни и те же оттенки на волосах разного типа и текстуры будут иметь разную насыщенность цвета. Если смешать три основных цвета в равных пропорциях, получится серо-коричневый оттенок, затемняющий волосы.

Первичные, вторичные и третичные цвета

Законы цвета делят цветовой спектр на первичные, вторичные и третичные цвета. Согласно модели Оствальда, систематизирующей цветоделение, в первую группу входят чистые цвета без примесей. Вторичные – производные от основы, третичные – составы из смеси первичного и вторичного.

Первичные цвета (Primary)

Синий, красный и желтый — цвета, которые нельзя смешивать. Первый лидирует в палитре холодных тонов. Второй и третий теплые. У синего есть и другие специфические свойства, которые необходимо учитывать при смешивании. Это самый темный из базовых цветов. Поэтому его добавляют, когда нужно затемнить тональность. В сочетании с первичными, вторичными, третичными цветами всегда доминирует синий. Его присутствие добавляет глубины комбинации, затемняя и превращая цвет в холодный спектр.

Вторичные цвета (Secondary)

Сочетание двух основных цветов дает новый оттенок. Цвета, полученные при смешивании двух основных цветов в равных пропорциях, называются вторичными. Это зеленый, оранжевый и фиолетовый. Первый получается при смешении синего и желтого, второй – красного и желтого, третий – синего и красного. Тона, в которых присутствует синий, считаются холодными. Сочетание красного и желтого дает теплый оранжевый цвет.

Третичные цвета (Tertiary)

Широкий спектр третичных оттенков получается путем комбинирования основных и вторичных цветов. Это приводит к сложным интересным цветам, которые обогащают цветовую палитру. Бордовый, фиолетовый, бирюзовый и так далее. Цвета этой серии включают композиции с добавлением ахроматических цветов. Они влияют на глубину и насыщенность цвета.

Обратите внимание на следующее! Красители разных марок содержат первичные и вторичные цвета в разных пропорциях, образуя совершенно неожиданные третичные соединения. Использование таких красителей может дать совершенно неожиданные результаты. Именно поэтому работа с ними требует владения цветовыми навыками.

Цветовые круги

Одним из самых популярных способов изучения цветов и цветовых сочетаний является цветовой круг, где цвета в спектре располагаются друг за другом в виде круга. Их используют как основу для достижения более сложных оттенков. Эти цветовые модели можно разделить на два типа: одна основана на круге Ньютона, а другая — на круге Гёте.

Теория цвета Ньютона

7-шаговый круг Ньютона основан на физических свойствах цвета. Используя трехгранную призму, Ньютон разложил белый солнечный свет на отдельные цвета. В своем эксперименте ученый смог увидеть непрерывный спектр: от красного и через оранжевый, желтый, зеленый, синий он заканчивался фиолетовым. Между крайними цветами спектра глаз может различать около 160 различных цветовых оттенков, но Ньютон взял за основу своего круга семь, как ему казалось, наиболее воспринимаемых глазом цветов.

Цветовой круг Ньютона лег в основу цветовых кругов и моделей, предложенных другими исследователями, и остается одним из самых известных цветовых кругов.

Теория цвета Гете

В конце 18 века Иоганн Вольфганг фон Гете, не согласный с теорией Ньютона, провел свои опыты с призмой. Он считал, что цвет есть результат взаимодействия света и тьмы [14]. Желтый, как минимальное затемнение света, и синий, как максимально яркая темнота, являются изначальными первичными цветами, которые не могут быть разложены ни на какие другие. Гёте красный цвет рассматривал как усиление желтого, фиолетовый — синего. Кроме того, между красным и фиолетовым Гёте открыл цвет, не входящий в круг Ньютона, — пурпурный

Современный графический дизайнер Руне Мэдсен отмечает в своей онлайн-книге Programming Design Systems, что, хотя круг Ньютона кажется более логичным, когда дело доходит до объяснения природы цвета, исследования Гёте интересны его оптическими экспериментами и идеями о влиянии цветов на людей. Цветовой круг Гёте предвосхищает последующую цветовую модель Иоганна Иттена .

Теория цвета Иттена

Швейцарский художник, теоретик искусства и педагог Йоханнес Иттен предложил в своей книге «Искусство цвета» цветовой круг из 12 частей, основанный на основных цветах: желтом, красном и синем.

С помощью цветового круга Иттена легко найти приятные глазу цветовые сочетания. Полученные комбинации можно использовать в одежде, дизайне интерьера, иллюстрациях и произведениях искусства. Для выбора гармоничных сочетаний художники и дизайнеры используют определенные принципы — они называются цветовыми гармониями (цветовой гармонией), которых существует более десятка .

Теория цвета Оствальда

Немецкий физик-химик и философ Вильгельм Фридрих Оствальд предложил цветовую систему, имевшую прочную научную основу. В отличие от Иттена, цветовой круг Оствальда основывался на красном, зеленом, синем: его эксперименты показали, что человеческий глаз лучше всего воспринимает эти цвета и формирует на их основе другие.

По модели Оствальда также легко можно найти гармоничные цветовые сочетания. Его целью было разработать понятную систему, которую можно было бы использовать в производстве и промышленном дизайне. В своей книге «Наука о цвете» (1916) Оствальд разместил обзоры немецких текстильных и фарфоровых фабрик, которые в то время активно использовали его разработки в производстве [19]. В 1920 году он основал собственную компанию по производству и распространению учебных пособий и красок, но через несколько лет ее пришлось закрыть. Его системе возражали представители академической живописи и искусства: они критиковали идеи Оствальда за ограниченность и чрезмерную «математизацию» .

Современные цветовые модели

Современные цветовые модели не опровергают цветовые круги, а дополняют их. Дизайнер Руне Мэдсен поясняет: Цветовые модели Ньютона и Гёте, на первый взгляд противоречащие друг другу, с точки зрения современной теории цвета верны. Проще говоря, каждый из исследователей отмечал один аспект природы света: излучаемый или отражаемый .

Ньютон описал, что большинство других цветов, включая белый, можно получить из предложенных им спектральных цветов. Такой способ получения цветов называется аддитивным (от англ add — добавлять): добавляя друг к другу разные цвета, мы в итоге будем излучать белый свет.

Гете считал, что из его основных цветов можно получить другие оттенки, в том числе и черный. И этому соответствует другой способ получения цвета — субтрактивный (от англ subtract — вычитать). При субтрактивном методе цвета получаются вычитанием из белого некоторой цветовой составляющей — света, отраженного белой бумагой. Удаление всех компонентов приводит к черному цвету.

Психологическое восприятие цветов

Влияние цвета на человека зависит от многих факторов . Это связано с природной средой, в которой человек родился, с его культурным происхождением и опытом, а иногда и с текущей ситуацией в мире.

Для человека естественно воспринимать цвета в связи с природными предметами и явлениями, объясняет медицинский психолог Олег Долгицкий. Устойчивые ассоциации «трава зеленая, небо голубое» связаны с коллективным культурным опытом. Человек ощущает успокаивающее действие от зеленого снизу и синего сверху — просто потому, что это их естественное расположение в природе. При этом зеленый цвет сверху может восприниматься как неестественный, а синий цвет снизу — охлаждающий, потому что он ассоциируется с водой под ногами.

Во всех культурах огонь горит, поэтому красный цвет в той или иной степени возбуждает почти всех. Солнце является центральным архетипическим символом для всех культур, поэтому желтый цвет наверху вызывает приятные переживания в коллективном опыте.

Общие отношения к цвету формируются у людей не только через природу, но и через сказки, легенды, мифы об их культуре. Индивидуальное восприятие цвета у каждого человека может быть разным.

Психолог клиники Лахта Иван Цыганов выделяет три компонента цветовосприятия.

  1. Биологический. С этой точки зрения, еще до того, как человек научится говорить, он уже различает 5 цветов: красный, зеленый, синий, фиолетовый и желтый. Наука предполагает, что сосредоточение внимания на этой цветовой палитре было необходимо для выживания [24]. С помощью этих цветов древний человек ориентировался в пространстве, они были важнейшими зрительными раздражителями. Поэтому эти цвета можно считать основополагающими в восприятии любого человека.
  2. Социальное. Социальная среда также влияет на восприятие цвета. То, как ребенок одет в детстве, какие цвета его окружают, влияет на его цветовые предпочтения. Примером может служить известный стереотип «розовое для девочек, синее для мальчиков». Это гендерное разделение цвета возникло в начале 20 века, а затем укрепилось в восприятии европейцев благодаря маркетингу и промышленному производству [25].
  3. Психологический. Но даже у людей одной культуры цветовые предпочтения с возрастом начинают меняться. В зрелом периоде местная среда и накопленный личный опыт – именно психологический фактор – могут оказывать большее влияние на восприятие цвета, чем культура и воспитание.

Ольга Любина, соучредитель и дизайнер бренда женской одежды Tatiana Larina, приводит пример того, как текущая ситуация в мире может повлиять на восприятие людьми цвета. Во время пандемии, когда страх заболеть и общая тревога в мире зашкаливали, традиционные темные цвета, обычно пользующиеся спросом, утратили популярность. Люди предпочитали холодные пастельные оттенки, прозрачные ткани и фактуры – они интуитивно выбирали те цвета, которые ассоциировались с чистотой и стерильностью.

Психолог Наталья Воробьева поясняет, что направление психологии, изучающее влияние цвета на психику, называется экспериментальной психосемантикой. Еще в СССР психиатр Евгений Бажин и психолог Александр Эткинд придумали тест, демонстрирующий связь между цветом, который выбирает человек, и его отношением к окружающему миру, его внутренним состоянием. Это тест на цветовое отношение, который до сих пор используется психологами.

Воздействие цветов на человека также используется в арт-терапии. Рисуя и выбирая цвета, можно понять, в каком эмоциональном состоянии находится человек. Еще одним подтверждением этого является знаменитый тест Люшера . В нем из карточек разного цвета психолог предлагает выбрать те, которые в данный момент нравятся вам больше других.

В 2019 году в России был создан научно-исследовательский институт, изучающий влияние цветов на различные социальные группы — это научно-образовательный центр Лаборатория цвета на базе лаборатории Смоленского государственного университета . Исследователи центра изучают особенности цветовосприятия жителей России и разрабатывают технологии, которые могут помочь людям с нарушенным или нарушенным цветовосприятием .

Оцените статью
Блог о прическах и стрижках
Adblock
detector